Проект отделки Малинового кабинета и Золотой гостиной в Зимнем дворце
Малиновый кабинет относится к числу помещений Зимнего дворца, которые были оформлены после пожара 1837 года архитектором Александром Брюлловым специально к свадьбе будущего императора Александра II. Сей небольшой зал относился к анфиладе покоев Великой княгини Марии Александровны. Изначально кабинет выглядел совсем иначе, чем теперь. Как сообщала сама императрица в переписке своему брату, стены его были оформлены в желто-красных тонах, интерьер дополняли картины и скульптуры.
Видное место здесь занимал роскошный письменный стол. Воспитатель сыновей царской семьи адмирал Дмитрий Арсеньев в своих воспоминаниях отмечал, что именно из-за наличия этого стола зал и стал называться «кабинетом». Фактически же это была обычная гостиная, что подтверждает отсутствие в ней библиотеки. Поскольку в покоях Марии Александровны не было столовой, иногда в Малиновом кабинете накрывались обеды.Под настенными драпировками скрывались ступени, ведущие вниз, в комнаты царских детей. Абсолютно глухая лестница, проделанная в толще стен, нуждалась в круглосуточном освещении. Работу над интерьером Малинового кабинета Александр Брюллов закончил в 1841 году, а спустя семнадцать лет концепция внутренней его отделки была изменена архитектором Андреем Штакеншнейдером. В этом виде зал дошел до наших дней.

Золотая гостиная
Золотая гостиная создана по проекту А. П. Брюллова в 1841 году. Как и соседний Белый зал является репрезентативной частью приготовленных к свадьбе наследника апартаментов. Первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а поле между ними затянуть тканью. Однако концепция оформления зала была изменена под влиянием императора Николая I, который взял за образец Тронный зал резиденции курфюрстов в Мюнхене.Все стены и пилоны были покрыты тонким орнаментом и сплошь вызолочены, в нижней части стен по периметру выделена невысокая панель, роспись которой имитирует лазурит. В отличие от мюнхенского зала Золотая гостиная перекрыта коробовым сводом с треугольными распалубками с обильной позолоченной лепниной. Такое решение, несмотря на изначальную ориентацию архитектора на ренессансные мотивы, придаёт залу своеобразие и дает отсылки к московской архитектуре XVII века — модное веяние в русском искусстве XIX века.
В 1850 году по рисункам архитектора А. И. Штакеншнейдера созданы новые занавеси и карнизы, мебельный гарнитур, обитый малиновой брокателью (ткань заменена во время реставрации в 1960-х годах на голубую). Изготовлением гарнитура занимался мебельных дел мастер В. Бабков. Несмотря на то, что проекты Штакеншнейдера были утверждены Николаем I, цесаревна наблюдала за ходом работ и вносила коррективы сообразно собственному вкусу.
В трагические для России дни, наступившие после убийства Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.